События

На Гайдаровском форуме обсудили доступность цифровых государственных сервисов и качество государственных данных 21 января 2022

На Гайдаровском форуме обсудили доступность цифровых государственных сервисов и качество государственных данных

В рамках форума состоялась сессия «Как сделать госсервисы по-настоящему доступными», на которой спикеры из Минцифры России, Минтруда России, Google Россия обсудили наиболее частые проблемы, с которыми сталкиваются пользователи государственных цифровых сервисов, их причины и последствия, а также механизмы выстраивания отношений между гражданами, государством и бизнесом.
В 2022 году возможности портала «Госуслуги» расширятся: в него включат еще более 100 региональных сервисов для граждан и бизнеса. Эти сервисы должны быть доступны и удобны в использовании.
Для этого, по мнению экспертов, необходим переход к проактивному режиму их оказания, реализация универсального дизайна, который делает госсервисы доступными для всех людей независимо от возраста, инвалидности и других факторов, а также обучение специалистов необходимым компетенциям. Важно создание национальных обязательных стандартов, работающих по принципу «Лего», когда в каждом элементе будут заложены все требования, которые есть в международном руководстве по доступности web-контента.
Эксперты сошлись во мнении, что сейчас, когда закладываются основы цифрового взаимодействия государства с гражданами, необходимо сразу строить их на принципах человекоцентричности и инклюзии.
В продолжение в ходе форума затронут вопрос «Качество государственных данных: к чему пришли и куда двигаться дальше». Спикеры дискуссии согласились с тем, что ускоренная цифровизация приводит к созданию большого массива данных, который последовательно можно использовать и для решений на основе искусственного интеллекта, и для продвинутой аналитики. Одновременно с этим постоянно возрастают требования к качеству данных, их надежности, достаточности, полноте и согласованности.
Экспертами перечислены ключевые характеристики понятия «качество данных»: своевременность, полнота, согласованность, юридическая значимость, скорость подключения новых источников данных, возможность не ошибаться при оказании госуслуг.
Для того, чтобы все их учесть, необходима разработка единых требований к управлению данными, обеспечение их юридической значимости, создание процессов управления и информационного взаимодействия всех участников. В этом ключе планируется внедрение федерального закона, который объединит опыт работы с данными разных ведомств.
По итогам определено, что начинать глобальные преобразования нужно с подготовки кадров и изменения культуры работы с данными. В некоторых субъектах уже практикуют обучение специалистов навыкам, необходимым для работы с данными, создают команды по работе с данными. С этой целью в феврале заработает навигатор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС, который поможет выявить ценность данных, объяснить смысл и цель управления ими и покажет на примерах, каким образом работа с данными меняет жизнь организаций.
Деятельность по обеспечению доступности цифровых сервисов и применению государственных данных станет одной из ключевых приоритетов работы госорганов в наступившем году.

Возврат к списку